Печатная версия каталога

 

Консервный бизнес

 

Скачать on-line версию

Скачать электронную версию

подписка.

Участники проекта

Популярные новости

Популярные статьи


Новости

Белорыбица поплывет в Арабские Эмираты


Справочно-информационный материал
 

Аккурат к юбилею старейшего завода округа ямальские консервы берут курс на Аравийский полуостров!

Северяне покорили Нью-Йорк ямальской рыбой еще в далеком 1939 году. Среди участников Всемирной выставки рыбной продукции в США консервы «Нельма натуральная» произвели настоящий фурор. Строгое жюри отметило их золотой медалью и возгласами «О, вери гуд!».

А как вкусны были консервы из рыбы-сабли, выпускавшиеся Салехардским РКЗ в годы застоя! Старожилы помнят времена, когда рыбные фрикадельки еще не считались деликатесом. И вот теперь давно забытые вкусы постепенно возвращаются на рынок продтоваров.

 

НАЧИНАЛОСЬ С ОБДОРСКОГО ЗАВОДА

В 30-е годы прошлого века рыбная отрасль была ведущей в экономике региона. До открытия месторождений нефти и газа благополучие многих ямальцев зависело исключительно от богатств северных рек и озер.

Летом 1930 года в окружной столице заложили Обдорский консервный комбинат (так первоначально называлось предприятие, ставшее ровесником Ямало-Ненецкого автономного округа). Проектная мощность гиганта переработки того времени составляла 3,5 миллиона банок в год.

– Страна, приходящая в себя после гражданской воны, нуждалась в продуктах, – говорит нынешний генеральный директор предприятия Олег Хажеев. – Ударными темпами к 1931 году возвели корпуса жестяно-баночного и консервного цехов, рыбный причал, лабораторию, запустили электростанцию и паровую котельную. Первым руководителем строительства был Иван Кохельник, а первым директором завода Сергей Архипов…

В итоге спустя 11 месяцев к 19 июня 1931 года с конвейера завода сошло более 930 тысяч банок консервов.

 

ИНОСТРАНЦЕВ БАЛОВАЛИ СИГОВЫМИ

О проблемах и достижениях комбината «Красный Север» писал со дня его становления. Подытожить всю эту информацию мы попросили заводского технолога Тамару Романову.

– Мы по-прежнему остаемся лидерами производства рыбной продукции, – говорит наша собеседница и показывает многочисленные дипломы родного предприятия. – Нынче мало кто знает, что первыми работниками РКЗ в основной массе были сталинские спецпереселенцы. Несмотря на то, что эти люди не по своей воле попали на Крайний Север и жили в ужасных условиях, работали они исключительно добросовестно. Были среди них и свои стахановцы, перевыполнявшие норму на 150 и даже 200 процентов. Среди них Ф. Русакова, И. Мотаев, М. Щоренская, В. Светлолобова, О. Фраш и другие. К сожалению, не все имена передовиков сегодня известны.

К 1936 году предприятие выпускало около 4 миллионов банок в год. С первых дней работы РКЗ часть консервов, а это сотни тысяч банок, шла на экспорт.

Само собой, в основном иностранцев баловали рыбой благородных пород – семейства сиговых.

А в 1939 году Салехард, мало кому известный даже в СССР, заявил о себе на все Соединенные Штаты Америки! В Нью-Йорке, на Всемирной выставке рыбной продукции, консервы получили высочайшую оценку и золотую медаль.

Знатоки и сегодня уверяют, что у ямальской рыбы по вкусу практически нет конкурентов. И пусть пока на лов нельмы и муксуна действует мораторий, округу есть чем удивить и порадовать любителей рыбной продукции.

 

ФРОНТ КОРМИЛИ ЖЕНЩИНЫ

Также Тамара Ивановна напомнила, что в военные годы салехардские переработчики рыбы трудились в усиленном режиме. Выпуск продукции, отправлявшейся в том числе Красной Армии, увеличили на 200 процентов.

– Более двухсот мужчин, сотрудников завода, мобилизовали на фронт, – поведала она. – Основная работа легла на плечи женщин. И они проявляли настоящий героизм самоотверженного труда. Так, станочницы жестяно-баночного цеха А. Волохова, В. Плеханова, А. Вересова, расфасовщица Е. Бызина и другие делали норму более чем на 200 процентов. Часто недосыпая и недоедая, они не жаловались, шли в цеха, чтобы кормить страну.

В войну стала роскошью не только обычная бумага, отчеты о работе писали на обратной стороне этикеток и обоях. Очень не хватало и закаточной жести.

Так, в архивах РКЗ сохранились упоминания о том, что за восстановление ржавой жести целая бригада во главе со старшим химиком получила премию – 700 рублей. Для сравнения: килограмм осетра в розницу в те годы стоил 10 рублей, а нельмы – 7 рублей.

Преодолев всевозможные испытания, коллектив завода выполнил двухсотпроцентный план 1944 года досрочно, еще к октябрю.

А после войны заводчане вновь взялись за развитие родного завода. С 1949-го по 1955 год под руководством главного инженера Георгия Монтанари проводилась большая реконструкция цехов, улучшались технологии производства.

По предложению Монтанари установили коптильные печи, механизированную огневую обжарочную печь, которая увеличила выпуск продукции в два раза. Также усовершенствовали подачу рыбы в консервный цех.

 

И ДИКОВИННУЮ РЫБУ В КОНСЕРВЫ

На 70–80-е годы прошлого века пришелся расцвет заводского производства. Здесь, кроме северной рыбы, перерабатывали немало морской и океанической. Причем редких пород. РКЗ играл своеобразную роль деликатесного цеха страны и вышел на одно из первых мест в рыбной отрасли!

– Тогда же построили 300 благоустроенных квартир для сотрудников предприятия, общежитие, детский сад, амбулаторию, два магазина, – говорит Тамара Романова. – А наши технологи разработали и внедрили такие новинки, как «Рыба-сабля натуральная», «Рыба-сабля копченая в масле», икра сиговая «Северянка», икра осетровая пастеризованная в стеклянных банках.

Выпускали салехардцы и консервы из хека, сардины в масле, и даже «Завтрак туриста».

Такие вкусности, конечно же, выделялись из привычного ассортимента рыбных блюд жителей СССР средней полосы, где на прилавках в основном красовались килька в томате да селедка.

 

К НОВЫМ РУБЕЖАМ

В 2013 году новый собственник – компания «Деловой дом на Архиерейской» из Екатеринбурга – провел ребрендинг, дав предприятию торговое название Yamal Product.

Как рассказала «КС» директор по стратегическому развитию комбината Ольга Апалькова, в сентябре этого года Yamal Product выпустил премиальную линейку рыбных деликатесов Крайнего Севера, приготовленных из охлажденного сырья, в стеклянных банках.

– Объем новых банок, как и положено в премиум-сегменте, небольшой – 180 граммов, – пояснила она. – Пока налажен выпуск около десяти наименований, но со временем линейка будет расширяться. Продукция в стеклобанке имеет ограниченный выпуск, и мы намерены торговать ей только в фирменных магазинах Москвы.

Владимир Ганчерко

21.10.2015   •   http://ks-yanao.ru






Telegram-канал


Digital-продвижение продуктов питания




Поделиться с друзьями:



Cмотрите также





Задать вопрос



 
 
Картинка